Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Психологическая служба ДОУ
Специфика работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации
Кто такой психолог?
- ПСИХИАТР - врач, занимающийся отклонениями в психической сфере человека.
- ПСИХОЛОГ (детский) - не врач, а педагог
работает с детьми, не имеющими нарушений в психическом развитии;
помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком.
Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения, работа педагога – психолога в нашем детском саду носит договорной характер.
Цель психологической службы ДОУ создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения
В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи:
Задачи психологической службы в ДОУ
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально
психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.
Руководитель Муниципальной психологической службы: Михайлевич Елена Ивановна
Часы приёма:
Функции психологической службы в ДОУ
- Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и
эмоционального благополучия детей. - Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
- Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
- Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
- Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
- Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
- Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
- Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и
родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Принципы
- Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!».
- Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии.
- Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени.
- Принцип детерменизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими и вызывается целым комплексом причин.
- Принцип развития психики - все психические особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность.
- Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
Специфика работы психолога с дошкольниками в первую очередь связана с тем, что:
- 1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;
- 2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые склонны переносить на него собственные проблемы;
- 3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;
- 4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызывает необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;
- 5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;
- 6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;
- 7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие;
- 8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;
- 9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.
Основные направления работы педагога-психолога в ДОУ
- Психодиагностика;
- Коррекция и развитие;
- Психопрофилактика;
- Психологическое консультирование;
- Кому оказывается психологическая помощь
(Федеральный телефон доверия, Региональный телефон доверия, Муниципальный телефон
График консультаций специалистов детского сада (для обучающихся, для педагогов, для родителей) http://kortuz-sadik.gbu.su/консультативный-пункт/
План разития психологической службы https://ooturan.ru/wp-content/uploads/2024/12/Постановление-№671-п-от-16.12.2024.pdf
- Ссылки на документы https://ooturan.ru/муниципальная-психологическая-служб/
- приказ отдела образования ПС https://ooturan.ru/wp-content/uploads/2022/09/Приказ-отдела-образования-МПС.pdf
- Приложение 1 Состав ПС https://ooturan.ru/wp-content/uploads/2023/01/Приложение-1-Состав-МПС.pdf
- Приложение 2 Положение ПС https://ooturan.ru/wp-content/uploads/2022/09/Приложение-2-Положение-МПС.pdf
- План развития психологической службы района
- https://ooturan.ru/wp-content/uploads/2024/12/Постановление-https://ooturan.ru/wp-content/uploads/2024/12/Постановление-№671-п-от-16.12.2024.pdf/